Памятники культуры недолговечны, одни, такие как старинные здания, сносятся или перестраиваются до неузнаваемости, другие просто не дошли до нас, о них можно узнать только по сохранившимся немногочисленным описаниям. Сохранить или восстановить эти памятники не всегда представляется возможным в силу объективных причин. Современные информационные технологии позволяют воссоздавать внешний вид, смоделировать технологии постройки, пространственную ориентацию объектов культурного наследия. Полученные ресурсы обладают не только историко-культурной значимостью, но могут эффективно использоваться в образовательном процессе. Виртуальная реконструкция может послужить хорошим учебным пособием для образовательных учреждений средних и высших (школ, институтов, и т.д.), для экскурсоводов, и основой для создания видео для научно-популярных фильмов и телепередач. Применение дистанционных форм обучения в сфере образования, в число которых входят использование виртуальных реконструкций и виртуальных панорам, предоставляет учащимся возможности интегрироваться в мировое культурное наследие.
Начало изучению применения методик 3-х мерного компьютерного моделирования в исторических исследованиях, археологии и музееведении было положено в 80-х годах зарубежными исследователями. Инициаторами использования технологий 3-х мерного моделирования в исторических исследованиях за рубежом стали коллективы математиков, физиков, архитекторов и других технических специальностей, которые первыми осознав возможности имеющейся технологии смогли посредством сотрудничества с коллективами историков ввести данную методику в научный оборот. Позднее в конце 1980-х – начале 1990-х гг. стали формироваться первые коллективы историков, активно применяющих технологии 3х мерного компьютерного моделирования для реконструкции памятников истории и культуры. Пионерами в области применения 3-х мерных технологий в исторических исследованиях за рубежом можно назвать такого исследователя как M.S. Joukowsky, которая будучи главным археологом Браунского университета в Rhode Island (США), руководила раскопками гробницы Св. Петра в Иордании и начиная с 1993 года вела активные исследования по созданию виртуальной исторической реконструкции памятника и применению технологий 3-х мерного моделирования в исторических и археологических исследованиях . В 1994 г. появилась статья C. Baldock, S.W. Hughes, и D.K. Whit-taker «3-х мерная реконструкция древних египетских мумий с применением компьютерной ренгено-томографии» , положившей начало расширению ареала использования технологий 3-х мерного моделирования в исторических исследованиях. Вышеуказанные примеры были не единичными. В этом направлении ве-ли работу и другие группы исследователей. Исследованию методики истори-ческой реконструкции памятников культуры средствами 3-х мерного компь-ютерного моделирования также посвящёны работы Steuer J. Marie-Laure Ryan , Liggett R. , Friedman S., Jepson W., C.Youngblut , Visnovcova J. и др. В России пионерами в области применения технологий 3-х мерного моделирования в исторических исследованиях можно назвать членов Ассоциации история и компьютер, активно развивающих проблематику использования возможности компьютерных программ в исторических исследованиях. Речь о применении технологий виртуальной реальности в изучении исторических процессов зашла сравнительно недавно в 2003 – 2004 гг. Данной проблематикой в Россией занимались исследователи В. Горончаровский , И.В. Журбин , Е. Я. Кальницкая , А. Н. Кашеваров, Р.Б. Кончаков. Теоретическое освещение данная проблематика первоначально получила в работах технических специаолистов: профессора Игнатьева М.Б., Решетни-ковой Н.Н., Никитина А.В. и др . Среди историков, археологов и музееведов проблематика была затронута в работах в работах В.В. Подгаецкого и А.В. Коробейникова , опубликовавшим в 2005 г. одну из крупнейших монографий в России по историческим реконструкциям в археологии, в которой автор анализируя известные археологические памятники предлагает систему их интерпретации на основе исторического моделирования в число методик предложенных автором входят методы исторической реконструкции памятников истории и культуры средствами 3х мерного компьютерного моделирования.
Привычные нам публичные научные музеи (те, в
которых “руками не трогать”) появились не так давно. Еще в середине XIX
веке попасть в Британский музей (www.thebritishmuseum.ac.uk) было
непросто даже специалистам, которым следовало “подать письменное
прошение и пройти краткое собеседование, чтобы администрация
определила, можно ли их вообще пускать в музей
Затем… прийти во второй раз, чтобы получить билет—
разумеется, если они успешно прошли собеседование,— и, наконец, прийти
в третий раз, чтобы увидеть сокровища музея. Но даже в этом случае их
без задержки проводили группами, не позволяя отставать”.
И только по настоянию британского анатома и
палеонтолога Ричарда Оуэна, который настаивал, чтобы научные музеи
открыли двери всем “вплоть до поощрения рабочих приходить в музей по
вечерам” и “внес довольно радикальное предложение сделать к каждому
экспонату пояснительные таблички”. Первым воплотил эти замыслы
лондонский Музей естественной истории, открывшийся в 1880 году
(www.nhm.ac.uk).
Однако с тех пор новаторские идеи Оуэна
благополучно устарели. Музеи в современное время столкнулись с падением
количества посетителей, конкуренцией «за свободное время и внимание» со
стороны телевизора, интернета, Голливуда и т.д. Таким образом, музею
необходимо предлагать посетителям, что то новое, необычное и в то же
время заниматься образованием и просвещением постелей (не забывая про
самоокупаемость).
Одной из концепций, которые позволяют успешно
конкурировать «за внимание» посетителей, является концепция
«эдьютеймент» - гибрид education (“образование”) и entertainment
(“развлечения”).
Во многих западных музеях данная концепция
реализуется с помощью создания виртуальных театров, в которых возможно
демонстрировать с высоким коэффициентом погружения различные
виртуальные миры, например исторические реконструкции на любые темы
(Виртуальный Древний Рим, Карфаген, Запретный город Императора и т.д.),
любые виртуальные экспонаты и т.д.
Во многих западных музеях данная концепция
реализуется с помощью создания виртуальных театров, в которых возможно
демонстрировать с высоким коэффициентом погружения различные
виртуальные миры, например исторические реконструкции на любые темы
(Виртуальный Древний Рим), любые виртуальные экспонаты и т.д.
Во многих западных музеях данная концепция
реализуется с помощью создания виртуальных театров, в которых возможно
демонстрировать с высоким коэффициентом погружения различные
виртуальные миры, например исторические реконструкции на любые темы
(Виртуальный Древний Рим), любые виртуальные экспонаты и т.д. Современный этап развития применения 3-х мерных технологий в качестве инструментария историка, используемый им в исторических исследованиях, как за рубежом, так и в России, ставит акцент на создание 3-х мерных реконструкций не как самоцели исследования, но в качестве мультимедийного пособия, рассчитанного на использование в системе образования, следовательно, такой продукт должен содержать в себе обучающее звено, рассчитанного на неискушённого пользователя. Очень явно показал эти требования недавно прошедший международный конкурс виртуальных исторических реконструкций, во Франции в Париже в 2008 г. в La Géode (зал виртуальной реальностью, площадью 400 м²), в котором наш исследовательский центр вместе с другим коллективом 3-х мерных разработчиков из Москвы представлял Россию. Одним из требований к виртуальным историческим реконструкциям, заявленным на конкурсе было наличие системы обучения в виртуальной среде (virtual system education). Под термином «виртуальная система обучения» подразумевается инте-грация в 3-х мерное пространство разного рода материала: тексты, таблицы, схемы, рисунки, чертежи, планы, видеоматериалы и др. Создание виртуаль-ной обучающей системы в проекте может достигаться разными путями: по-средством создания линейного сюжета просмотра 3-х мерных объектов и сопровождающего материала, в виде движения по заданному маршруту, или задание нелинейного сюжета просмотра информации, с возможностью для пользователя выбирать тематические сюжеты и самостоятельно перемещаться по виртуальному пространству, при желании воспользоваться предлагаемым маршрутом. Второй метод подачи информации является более совершенным на мой взгляд, но технически сложным. Для того чтобы пользователь не запутался в 3-х мерном мире необходима разработка навигационной системы, а также электронного справочника, в котором будет находится текстовая, графическая, видео и любая другая информация, которой захочет со-проводить разработчик свою историческую реконструкцию. Главной целью данной системы является имитация образовательного процесса, поэтому подчас в данные проекты включается система электронного тестирования. Подобная технология «виртуальная обучающая система» была использована в проекте Rome Reborn - виртуальная реконструкция Рима эпохи Константина I, за исключением встроенного тестирования по пройденному материалу. Анализируя зарубежный опыт Лаборатория социальной истории ТГУ им. Г.Р. Державина взяла на вооружение подобные разработки. Так в одном из крупных проектов разрабатываемых лабораторией в виртуальную среду была интегрирована виртуальная обучающая система. Обучающая система содержит: текстовый материал, посвящённый истории города Тамбов, его губернаторе, мероприятиях проведённых Г.Р. Державиным, и информацию по каждому зданию, в том числе рисунки, чертежи, схемы построек города. В обучающую интерактивную систему был включен и видеоматериал - фрагменты интервью с работниками Тамбовского архива и Пушкинской библиотеки о деятельности тамбовского губернатора, в том числе литературное творчество Г.Р. Державина. Посредством интерактивной обучающей системы пользователю может быть задан определённый путь просмотра объектов.
С результатами исследований можно ознакомиться по адресу http://www.youtube.com/user/privetikon
Лаборатория социальной истории предлагает полный спектр работ по обеспечению
разработки виртуального музея и виртуальных исторических реконструкций. За более подробной информацией
обращайтесь по email: dzher@inbox.ru
|