***

 

Впоследствии уже к 1894 г. на территории монастыря благодаря стараниям настоятельницы монастыря Евпраксии откроется кладбище для захоронения москвичей, на котором на средства И.Е. Ефимова в 1894 - 1910 гг. был возведён кладбищенский храм Трёх Святителей.  На кладбище вплоть до 1930 г. было похоронено более двух тысяч человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, историк Д. Н. Иловайский, мыслитель Н. Ф. Федоров, дрессировщик А. Л. Дуров, а также и сама основательница монастыря Александра Голицына, умершая в 1900 г., и др.

В 1900 г. при монастыре была открыта женская одноклассная церковно-приходская школа, а также построены два каменных двухэтажных корпуса[1], в одном из которых расположилась монастырская трапезная, кухни и кельи, а в другом, расположенном близ кладбищенских ворот, помещения для монахинь, следящих за порядком на кладбище.

Несмотря на то, что был построен отдельный корпус для трапезной, кухни и келий, места не хватало, поэтому в 1905 г. было принято решение начать строительство отдельного двухэтажного каменного здания трапезной, которое было завершено к 1907 г.

Спустя год после смерти игуменьи Евпраксии в 1910 г. началась активная перестройка монастыря, по результатам которой архитектурный облик монастыря был существенно изменён: была снесена женская одноклассная церковно-приходская школа, открытая ещё в 1900 г., обновлен соборный храм (1910 г.), часть ветхих и маловместительных строений монастыря были снесены и заменены каменными корпусами, также были снесены одноэтажные монашеские кельи и на их месте построена трёхэтажная женская гимназия, открытая в 1912 г. В здании трёхэтажной женской гимназии в 1916 г. были открыты высшие женские Богословско-педагогические курсы – один из первых в дореволюционной России женский богословский институт.

Основанный в конце XIX в. монастырь к 1917 г. становится крупным центром женского православного образования. Революционные события прервали историю монастыря.

 

 

* * *

 

Советская власть с первых дней своего существования начала борьбу с религией. Судьба монастырей, таким образом, была предрешена… 20 января 1918 г. Советской властью был принят декрет об отделении Церкви от государства, после чего начинается целая волна изъятия капиталов, земель, зданий у монастырей. Не обошла эта волна и Скорбященский монастырь. Его, как и многие другие монастыри, закрыли в 1918 г. После закрытия часть монахинь под давлением властей покинули монастырь, оставшиеся образовали пошивочную артель, просуществовавшую вплоть до 1929 г. С 1923 г. власти запретили использовать кладбище монастыря под захоронения, кладбище было закрыто.

Установка лидеров большевиков на антирелигиозную борьбу была ярко выражена в ленинском письме «Членам Политбюро. Строго секретно» от 19 марта 1922 г.:  «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей,  должно быть произведено с  беспощадной  решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»[2].

С марта 1922 г. начинается целая череда компаний по изъятию церковных ценностей. Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего (далее «б.») Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г в 10 часов утра, а 2 апреля 1922 г. оно было завершено. В монастыре было изъято 19 пудов серебра, около 6 пудов золотых и серебряных «изделий».

После волны изъятия церковного имущества начался процесс закрытия церквей. Закрыть разом все церкви, оставшиеся в монастыре,  власти не решились, а остановились на политике постепенного изживания. Мощным орудием в руках властей стала деятельность Комиссии по разгрузке г. Москвы, функционирование которой осуществлялось на основании инструкции Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции от 19-го июня 1923 года (С.У. 1923г.№72)[3]. По итогам осмотра церкви Скорбященского монастыря 13 декабря 1928 г. было принято постановление о целесообразности использования помещения церкви б. Скорбященского монастыря по Новослободской улице для Техникума Промысловой кооперации, которое было передано 15 января 1929 г. на рассмотрение Президиуму Московского Губернского Исполнительного комитета Советов Р.К. и К.Д. [4]

По решению Президиума[5] церковь б. Скорбященского монастыря закрыли, а предметы культа было решено передать ближайшей группе верующих по описи, на случай жалобы верующих была предусмотрена процедура обжалования решения Президиума во Всероссийский Централь­ный Исполнительный Комитет. Данное решение, по мнению властей, являлось обоснованным, т.к. «на расстоянии пяти минут ходьбы от б. Скорбященского монастыря находится функционирующая приходская церковь, т.н. Тихвинская в Тихвинском пер. и т.н. церковь Софии на Сущевском валу, куда может перейти груп­па верующих без всякого ущерба для себя, в случае закрытия б. монастыря»[6].

Со стороны прихожан церкви и монахинь делались неоднократные попытки отстоять церковь, направлялись жалобы в ВЦИК, которые так и не увенчались успехом[7].

Передача здания церкви б. Скорбященского монастыря состоялась 13 марта 1929 г., однако имущество, реквизированное в ходе закрытия церкви, было передано группе верующих, но уже на других правах: фактически его владельцем становилось государство, перед которым владельцы имущества несли материальную и уголовную ответственность. Составленный инспектором Адмотдела Моссовета Новиковым А.Н. акт о ликвидации соборной церкви Скорбященского монастыря определил реквизированное имущество церкви передать представителю музейного п/отдела МОНО (Московского Отдела Народного Образования) Глазунову А.А. для передачи в музейный фонд. Изъяты были не только церковные принадлежности, такие как фелонь, епитрахиль, золотой набедренник первой половины XIX в., ризы и др., но и весь церковный иконостас[8].  Сразу после закрытия собора была начата его перестройка: все убранство интерьера было вывезено, живопись замазана, снесены главы куполов и колокольня. На такую перестройку строения и переоборудование здания для учебных целей со стороны Техникума Промысловой Кооперации было потрачено 150 тыс. рублей.  

В 1929 г. Президиумом Московского Совета Депутатов было принято постановление, по которому планировалось провести снос всех храмов Скорбященского монастыря, кроме соборного[9]. С целью выполнения данного постановления среди членов общины, большая часть которых была представлена монахинями, меньшая прихожанами, начинаются чистки, в результате которых часть верующих была заключена в Бутырскую тюрьму и расстреляна на Бутовском полигоне в течение последующих лет[10], другая отправлена в ссылку в Казахстан или Северный край.

К исполнению постановления Президиума – сносу зданий приступили не сразу. Так, в 1929-1930 гг. монастырское кладбище было окончательно закрыто, и на основании плана земельного участка бывшего Скорбященского монастыря под № 54 по Новослободской улице, принадлежавшего Красно-Пресненскому районному клубу работников ком. хозяйства, была начата перестройка кладбища, в результате чего была перестроена часть территории кладбища под парковую зону, часть могильных плит срыты.

В конце 30-х годах начинается целая волна сносов строений закрытого Скорбященского монастыря. В 1930-е был снесён храм Трёх Святителей и Тихвинской иконы Божьей Матери, начинается активная перестройка территории кладбища под парковую зону. Место, где располагалось здание церкви Трёх Святителей, до сегодняшнего времени служит для проведения праздников и установки новогодней елки.

Кладбище монастыря вместе с каменной монастырской оградой было окончательно разрушено в 30-х, на его территории после зачистки могильных плит и частичного перезахоронения (всего было перезахоронено 5 человек) и асфальтирования дорожек был разбит Детский парк № 1, по Сущевскому валу построены дома жилым строительным товариществом «Жиркость».

В 1970-е годы в здании бывшего женского богословского института происходит активная перестройка, по результатам которой трёхэтажное здание бывшего института надстраивается до пятиэтажного, а с севера пристраивается новый корпус. Вскоре здание было передано Отряду охраны № 15 ГУВД.

В 1976 г. храм Всех Скорбящих радости был передан Московскому государственному станкостроительному институту («Станкин»), который первоначально планировал перепрофилировать здание под учебные нужды, а после 1979 г. здание планировалось разобрать. Если вмешательство общественности, в частности, скульптора Н.В. Томского остановило уничтожение собора, то уничтожение церкви Архангела Рафаила было предопределено, храм был снесён в 1978 г.   

В 1982 г. силами финской строительной фирмы по проекту института «Росреставрация» была произведена реконструкция здания, сам храм претерпел внутренние изменения.

В 1992 г. после распада СССР начался процесс возврата изъятого властью церковного имущества. В 1995 г. церкви было возвращено только здание трапезной, где временно разместился храм Всемилостивого Спаса, ранее там располагался спортзал. Территория монастыря и вся его инфраструктура со времени закрытия до начала процесса возврата отнятых у церкви строений, претерпела сильные изменения. К настоящему времени сохранился соборный храм во имя Всемилостивого Спаса, лишённый глав и колокольни, с замурованным входом с улицы (новый вход прорублен сбоку), часовня над могилой инокини Рафаилы, один из корпусов келий (трапезная), изменённое до неузнаваемости здание гимназии и фундамент с подвалом разрушенного храма Трёх Святителей; за последние 10 лет была безвозвратно утеряна в ходе строительных работ часть сохранившейся каменной ограды монастыря.

Обильная источниковая база, о которой пойдёт речь ниже, и сохранившиеся строения монастыря, дают нам возможность, анализируя весь накопленный материал, обсуждать возможности реконструкции не только отдельных строений, но и целого процесса изменения застройки монастыря более чем за столетний период существования, с целью пространственного анализа,  восстановления внешнего и внутреннего облика исчезнувшего памятника культуры и архитектуры, который в настоящее время не совсем утерян и существует возможность его возродить: как виртуально, с использованием технологий трёхмерного моделирования, так и реально - на основании сохранившихся в архивах чертежей строений.

 



[1] ЦГИАМ, ф.203, оп. 408, д.5, л.1-9.

[2] Архивы Кремля.  В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. М. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997, С. 143.

[3] ЦГАМО, ф. 66,  оп. 11, д. 8053, л. 178,179.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] ЦГАМО,  ф. 66, оп.19, д. 366, л. 203.

[7] ЦГАОРСС,  ф.  1215, оп. 3, д. 91, л. 226.

[8] ЦГАОРСС, ф. 1215, оп. 3, д. 91, л. 228, 228 об.

[9] ЦГАМО, ф. 2157,  оп. 1, д. 220, л.27,28

[10] База данных “Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века” Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // www. pstbi. ru